Стремление к благой, истинно счастливой жизни.

Софья Сергеевна Куломзина.

Беседы с родителями.

Радиопрограмма “Путь в жизнь”

Мысли о счастье, «благобытии», как он его называл, Владыки Сергия Пражского, позднее переведенного в Казань:

zUpLDstU12k

«Каждый из нас хочет себе блага, счастья. Однако постоянно приходится слышать, что жизнь наша не приносит нам никакой радости… Все нам надоело, скучно и так серо кругом. Все мы целый день хлопочем, волнуемся, огорчаемся, раздражаемся, ссоримся из–за пустяков и чувствуем себя несчастными, никчемными и одинокими. Мы не видим хорошего ни в себе, ни в других, все нам кажется плохим. В чем же дело, что нам так портит жизнь? Мы живем с затемненным сердцем. Мы принимаем греховное состояние нашей души, одержание нас темной силой — за действительность, за нашу подлинность. Как же осветлить нашу жизнь? Как найти тропинку к свету?

Надо осознать, что пребывание во грехе нарушает мою радость бытия, что грех не есть мое, а что–то прикрепившееся ко мне, что приносит мне несчастье. Тогда у меня явится желание освободиться от чуждого мне элемента. Грех, зло есть не подлинное наше состояние, он — мираж, а не сущее. Если мы укрепимся в мысли, что жизнь нам дана во благо, а нашему благобытию мешает что–то не наше, то это будет уже много.

Обыденная наша, семейная жизнь есть средство для создания подлинной жизни. Каждый день нам дан для извлечения хотя бы минимума того блага, той радости, которая в сущности и есть вечность. Чтобы извлекать ценности из каждого дня, надо творчески относиться к каждому моменту нашей жизни. Если я хочу себе подлинного блага, радости, то должен творить жизнь.

Как же приступить к этой творческой жизни? Мы как бы все время стоим на грани добра и зла. В нашей воле творчески склонить себя на добро или в бессилии подчиниться злу.

В каждом человеке больше добра, чем зла, только добро перепутано со злом. Отчего же мы видим кругом столько зла? Зло на нас лезет, бросается в глаза, а добро скрыто в нас, разбросано. Если я свое внутреннее око буду направлять на свет, то я его и увижу. Внимание есть величайший акт духовной жизни…»

Замечательный православный священник, отец Александр Ельчанинов (1888—1934), священствовавший в Ницце, во Франции, пишет в своем дневнике: «Земное счастье — любовь, семья, молодость, здоровье, наслаждение жизнью, природой — все это «добро есть»… Плохо только рабство своему счастью, когда оно владеет человеком и он всецело погружен в него, забывая главное. И страдания с точки зрения духовного роста ценны не сами по себе, а только если они заставляют человека открыть глаза на себя и на мир, обращают его к Богу».

С христианской точки зрения жизнь человека есть путь — путь приближения к Богу, путь к святости. Путь этот труден, и нам приходится преодолевать много препятствий. Вот как пишет протоиерей Фома Хопко, профессор богословия в Свято–Владимирской семинарии под Нью–Йорком:

«Иногда благочестивые люди думают, что та святость, к которой мы все призваны, есть какое–то «конечное состояние», какая–то далекая, но достижимая цель. Вот еще немного постараться, потрудиться, помолиться, и мы станем добрыми христианами, а если мы очень постараемся, так можем и святости достигнуть.

А великие Отцы Церкви учили иначе. Святой Григорий Нисский говорил, что совершенен только Бог, а человеческое совершенство состоит в усовершенствовании, т. е. в процессе роста, развития. Бог есть, Он всесовершенен, всеблаг, неизменен, а человек создан с неистощимой способностью расти и развиваться. Человеческое совершенство заключается в процессе усовершенствования. Путь человека под Богом и к Богу не похож на путешествие из одного города в другой, когда, проехав половину дороги, мы знаем, что нам осталось ехать еще половину пути… Свойство же пути к Богу таково, что, если ты прошел, как тебе кажется, полдороги, остается еще перед тобой бесконечный путь. Каковы бы ни были наши достижения, на какой бы ступеньке мы ни стояли, возможность идти дальше, подниматься выше — безгранична.

Продвижение по пути духовной жизни имеет особые свойства. Во–первых, это постоянное влечение души от отрицательного к положительному: от зла — к добру, от глупой бессмыслицы — к мудрости, от лжи — к истине, от нечистоты — к чистоте, от плохого настроения — к радости. Во–вторых, с продвижением по духовному пути связано увеличение способности видеть, понимать, переживать. Истина делается значительнее, радость сильнее, понимание других людей глубже, сочувствие действительнее».

О трудностях на пути жизни хорошо говорил отец Александр Ельчанинов:

«Стоит нам натолкнуться на злобу, осуждение, враждебность, и наша доброта переходит в чувство обратное. Это показывает наше бессилие перед злом и прежде всего перед злом в себе. Зло — это наше самолюбивое раздражение, которое поднимается в нас в ответ на критику… Если мы видим в ком–нибудь грех, значит, мы сами причастны именно этому греху. Осуждает ли кого–нибудь ребенок за разврат? Нет, он его не может видеть. То, что мы видим, мы отчасти имеем…

Если мы устаем от нашего дела, от общения с людьми, от разговоров, от молитвы — это только потому, что «душа наша неправильно поставлена», как бывает неправильно поставлен голос у певца. Соловей поет всю ночь напролет, и голос его не устает. Бывают голоса, «поставленные» от природы, другим приходится добиваться того же продолжительными трудами, искусственными упражнениями. Так и с душой

Всегда лучше преодолевать сомнения и несчастья, не обходя их и не отстраняя, а проходя сквозь них».

В своих «Размышлениях» митрополит Антоний (Блюм) пишет, что мысль о справедливом суде над человеком была бы слишком страшна, если бы не было у нас знания опыта любви — любви Бога и любви человеческой. «Мы должны учиться прощать и получать прощение. Это никак не значит «извинять самих себя», но мы должны быть готовы искренне, просто и с благодарностью получать прощение нашего греха — и от Бога, и от людей. Мы просим Бога и людей прощать нас не оттого, что мы стали лучше, что «мы больше не будем», а потому, что принимаем это прощение — и Божье, и человеческое — как чудо, как дар любви, как радость, не заслуженную нами».

Думается мне, что путь жизни, которому учат нас наши пастыри, определяется тремя главными истинами:

Мы стремимся к благой, истинно счастливой жизни. 

На этом пути нам надо постоянно трудиться.

Наши проступки, грехи на этом пути исцеляются прощением, которое мы получаем и даем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *