Техники счастья. Пирамида Дилтса.

Признайтесь – иногда Вы задаётесь вопросом «Почему я живу так, как живу?» или «Почему я имею то, что имею?» Ответ на этот вопрос можно найти с помощью пирамиды Дилтса. Роберт Дилтс, один из наиболее известных экспертов-разработчиков в нейро-лингвистическом программировании,  предложил удобную для описания жизни модель в виде пирамиды.

Особенность модели в том, что для каждого из уровней пирамиды ответ на вопрос «Почему это так?» лежит на один уровень выше. Теперь пройдемся по всем уровням.

1) ОКРУЖЕНИЕ. Нижний уровень пирамиды, уровень Вашего быта, Вашей повседневности, отвечает на вопрос «Что я имею?» Это касается и Ваших финансов, и Вашей работы или бизнеса, и Вашего дома, Вашей семьи, Вашего круга общения и т.п. Как сказал бы новый русский, это “”чисто конкретный”” уровень. Все, что может быть выражено словами относительно этого уровня, отвечает на вопросы популярной телепрограммы: “”Что? Где? Когда?”” и другие аналогичные животрепещущие вопросы, например: “”С кем? У кого?””. По сути своей уровень окружения описывает некоторую территорию, “”ареал обитания”” человека.

Уровень окружения статичен. Здесь нет движения. Движение находится выше на уровне действия.

2) ПОВЕДЕНИЕ. Если же Вы зададитесь вопросом «Почему я имею то, что имею?», за ответом придётся обратиться на второй уровень, где находятся Ваши действия. Этот уровень отвечает на вопрос «Что я делаю?» — и очевидно, что от того, что Вы делаете изо дня в день, очень сильно зависит то, что Вы имеете в итоге.

Здесь неявно присутствует скорость как показатель движения. Я хожу – одна скорость. Я бегаю – другая скорость. Я мчусь во всю прыть – третья скорость. Однако условия и причины движения следует искать уже на следующем уровне – уровне способностей.

На двух нижних уровнях – окружения и поведения – и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводится большинство наших целей (получение удовольствия, переживание эмоций, внимание, повышение собственной значимости, общение, деньги, изучение чего-то интересного).

3) СПОСОБНОСТИ. Если задаться вопросом «Почему я делаю то, что делаю?», ответ будет лежать на третьем уровне, уровне стратегии. Этот уровень отвечает на вопрос «Как я выбираю?» — а уж от того, как Вы принимаете решения, как делаете свой выбор, какой стратегией руководствуетесь («стремиться к большему» или «не напрягаться», «жить сегодняшним днём» или «планировать на годы» и т.п.), зависит то, как Вы будете действовать в каждой конкретной ситуации.

Например, станете ли Вы, вернувшись домой с работы, читать специальную литературу, заниматься спортом — или пить пиво перед телевизором. Или будете ли Вы на работе предлагать новые проекты и брать за них ответственность — или же будете изо всех сил стараться делать только привычную и понятную работу

Способности – своего рода двигатели, внутренние силы нашего поведения, источники движения. Ответ на вопрос: «Что же вызывает эти силы?», «Почему я выбираю то, что выбираю?» – лежит на более высоком уровне убеждений и ценностей.

4) УБЕЖДЕНИЯ. На четвёртом этаже находятся Ваши убеждения, он отвечает на вопрос «Во что я верю?» И тут уже понятно, что если Вы верите, будто найти хорошую работу можно только по блату, Вы не слишком будете усердствовать с учёбой. А если Вы убеждены, что настойчивость побеждает любые препятствия — очевидно, что если что-то не выходит, для Вас будет естественно повторить попытку ещё раз, и ещё, и снова…

В словаре русского языка есть два определения: “”убеждение – твердый взгляд на что-либо, сложившийся на основе каких-либо идей”” и “”убеждения – система взглядов, мировоззрение””. Более развернутое определение приписывается Сократу: “Убеждения – это “рефлексы” человека, его фиксированные реакции на те или иные стороны жизни”.

То есть речь идет о некоторых устойчивых связях, отвечающих на вопрос “”Почему? Как это взаимосвязано?””. Это либо причинно-следственные связи, например: “”Если я здоров, я могу помогать другим””, либо логические отношения, использующие операторы сравнения, например: “”Красные яблоки лучше зеленых””. Частным случаем является равенство: “”что в лоб, что по лбу – все едино”” или эквивалентность: “”курение [тождественно равно] вредно””. Кроме того, в распоряжении уровня убеждений весь набор и логических, и алгебраических операций, которые можно найти только в арсенале математики.

5) ЦЕННОСТИ. Ну а если Вы зададитесь вопросом «Почему я верю в то, во что верю?», разобраться в этом поможет пятый уровень пирамиды, отвечающий за самосознание и самоидентификацию. Он отвечает на вопрос «Кто я такой?» — а от ответа на этот вопрос во многом зависят Ваши убеждения. Очевидно, что у человека, который говорит «Я бездарь и никому не нужный неудачник» и у человека, который говорит «Я гений и рождён, чтобы добиться успеха», картины мира будут совсем разные.

Как сообщает энциклопедический словарь, «ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека» Именно значимость является ключом для понимания уровня, отвечающего на вопрос “Почему это так важно?”. Ценности подобны фундаменту или сваям личностного опыта. Сваи связываются между собой убеждениями, поддерживающими ценности. Вся конструкция в целом образует цоколь здания, которое называется личностным своеобразием, или идентичностью.

На уровне идентичности “”Бизнесмен””, “”Семьянин””, “”Профессионал”” – отдельные уникальные роли со своими уникальными качествами. А еще уровень идентичности – это уровень имен. Как в романе У. Ле Гуин “”Волшебник земноморья”” знание истинных имен окружающих предметов делает волшебника профпригодным, так и здесь, знание имен отдельных частей личности дает возможность осуществлять максимально быстрые изменения личности.

Ради чего даются уникальные имена? Ради чего определяются уникальные целостности? Ради чего играется та или иная роль? Ответ лежит на более высоких логических уровнях.

6) МИССИЯ И ТРАНСМИССИЯ. Наконец, последний уровень пирамиды — это уровень миссии, уровень смысла жизни. Он отвечает на вопрос «Зачем я живу?» Этот уровень доступен только людям религиозным, поскольку он предполагает, что смысл Вашей жизни лежит вне самой жизни и назначается кем-то со стороны, а не Вами.

Уровень миссии и трансмиссии Роберт Дилтс объединяет в единый уровень “Spiritual”, который можно перевести и как “духовный”: “В конце концов, имеется уровень, включающий то, что, как правило, касается “духовного” опыта. Это относится к вашему ощущению чего-то, что выходит за ваше личное видение себя самого и включает ваше видение больших систем окружающих конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Этот уровень относится к тому, что может являться видением или “духом” личности, группы или организации”.

По определению энциклопедического словаря “миссия (от лат. missio – посылка, поручение) – делегация, посылаемая в др. страну с определенным поручением”. Определение это метафорически проясняет суть опыта, собранного на данном уровне. Главным критерием отбора служит ключевое слово “определенное поручение”.

Это уровень маршрутов, проложенных по “карте, которая не территория”. Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: “Зачем? Ради чего? В чем смысл?”. Ответы на стратегические вопросы на уровне миссии позволяют отобрать опыт, необходимый для осуществления миссии, – начиная от необходимых ролей и кончая конкретным окружением.

Модель этого процесса воплощена, например, в компьютерных играх, где, зная задачу и маршрут, можно выбрать для себя подходящего героя: воина, мага или даже вора, задать необходимые “скилы”- способности и подобрать нужное вооружение-окружение.

Зачем Вам знать о пирамиде Дилтса? Во-первых, она позволяет лучше понять, почему Вы живёте так, как живёте, и почему имеете то, что имеете — позволяет провести экспресс-анализ собственной жизни. А во-вторых, она позволяет понять, что именно надо изменить в Вашей жизни, чтобы получить на выходе другой, более радующий Вас результат — а для этого нужно подняться на уровень (или больше) вверх по пирамиде.

Если Вас не устраивает то, что у Вас есть, будь то окружение или финансы — модель Дилтса покажет, что надо менять Ваши действия. Если вроде бы правильные действия не приводят к нужному результату — нужно менять стратегию в целом. Если непонятно, куда менять стратегию — значит, надо покопаться в своих убеждениях, что-то с ними не так. И т.п.

Это очень действенное упражнение в ситуациях, когда вам необходим всесторонний взгляд на вашу жизнь. Также его можно применять, когда вы чувствуете, что зашли в тупик или нет уверенности в собственных силах.

Итак, первая часть техники. Для достижения цели нужно пройти несколько последовательных логических уровней (начиная снизу):

1 уровень — окружение. Вопрос — где?

Ответьте, когда вы планируете достичь цели, где это будет, кто будет рядом с вами (близкие, клиенты, коллеги и т.д.)

2 уровень — действие. Вопрос — что делать?

Какие шаги вы станете совершать, достигнув цели? Что будете делать в том окружении, о котором говорили?

3 уровень — способности. Вопрос — как?

Какими навыками и способностями вам необходимо обладать, чтобы достичь цели? Какие из них у вас уже есть, а какие требуют развития?

4 уровень — ценности. Вопрос — почему это важно?

Что важного и ценного вы получите, достигнув этой цели? Что ценного привнесут в вашу жизнь полученные навыки и опыт? Как изменится ваша жизнь, когда вы достигните цели?

5 уровень — идентификация. Вопрос — кто?

Кем вы будете, когда достигните своей цели? Кем вы станете, когда в вашей жизни появится то ценное, что она в себе несет? Что вы скажете себе в момент достижения цели?

6 уровень — миссия. Вопрос — ради кого?

Для кого еще важно достижение цели, поставленной вами? Кто будет рад, получит пользу от ее достижения?

7 уровень – трансмиссия — видение, смыслы, духовный уровень Вопрос – Для кого еще будет полезна реализация моей цели? Ради чего еще я достигаю этой цели? В чем смысл моей цели для близких, моего предприятия, Планеты Земля? И как повлияет на них реализация моей цели?

Ответив на все эти вопросы, спускаемся вниз по тем же уровням…

Будут ли рады те, ради кого я это делаю?

Что ценного я получу, когда стану им?

Какими способностями я буду обладать?

Что я буду делать?

Когда, где, с кем все это случится?

Вторая часть техники позволяет использовать знание собственной Миссии для более точного подбора ресурсов на каждом логическом уровне: «Что добавляется или изменяется на каждом уровне при привнесении туда знания и ресурса собственной Миссии? Как теперь должна быть структурирована информация на данном уровне, чтобы наилучшим образом отвечать выбранной Миссии?»

— Какая личностная роль наиболее полно отвечает моему новому состоянию?

— Какие ценности и убеждения свойственны такому человеку с такой миссией?

— Какие новые способности появляются у меня в новом качестве с новой миссией?

— Как я веду себя, какие действия совершаю, как взаимодействую с окружающими в моем новом амплуа?

— Какое оно, моё окружение, теперь? Какое окружение помогает мне достигать новых высот в моей новой роли?

Техника очень проста, помогает в 100% случаев при честном самоанализе. Более того, применив её для решения своих задач, вы сможете легко помогать своим близким и друзьям

Вот пример применения данной техники в случае, если есть проблема «Меня никто не любит»

  • Окружение. Кто должен меня любить? Как ко мне должны относиться?

Оля, Настя, мама, брат, Игорь, коллеги в отделе, начальник и, конечно же, Костя. Остальные – тоже неплохо бы. Должны уважать меня, хорошо и доброжелательно относиться, принимать за свою.

  • Поведение. Какое поведение, какие действия со стороны окружающих я хочу увидеть?

Мне оказывают всяческое внимание, слушают, мое мнение учитывают, советуются со мной, ставят меня в пример, тратят на меня свое время, получают удовольствие от общения со мной, зовут с собой.

  • Способности. Благодаря чему я буду нравиться людям? Какие навыки надо развивать?

Умение слушать, повысить эрудированность в экономических вопросах, начать готовить «вкусняшки», завести блог и собирать интересную нам информацию, прочитать 4 книги по своей специальности и применить на работе прочитанное. Потихоньку обновить гардероб, принарядиться.

  • Убеждения и ценности. Для чего мне всеобщая любовь? Почему я хочу быть всем нужной?

Те, кого не любят, – плохие. Плохим быть нельзя. С детства учили, что надо нравиться учителю, соседу, дяде, тете. Те, кого не любят, – асоциальные типы, изгои общества. Кроме того, я очень люблю, когда мне оказывают внимание. Я без внимания жить не могу.

  • Идентичность. Кто я, человек, любимый всеми и нужный всем? Какова моя роль, которую я играю?

Я – центр внимания и притяжения.

  • Миссия. Ради чего я все это делаю?

Чтобы нравиться самой себе.

Обнаружив главную сложность в случае с «Меня никто не любит» на уровне убеждений, нужно переходить в поиске решений на ступеньку миссии. Допустим, вы разобрались в том, что главная сложность заключается в изменении личных убеждений относительно того, почему я должна нравиться окружающим. Вы осознали, что нравиться вам хочется по двум причинам. Первая – это банальное получение удовольствия. Вторая – это долг той программе, которую в вас заложили с самого детства. Нравиться другим важно и нужно. Из-за последнего в нас разрастается оценочное мнение, которое мы ставим во главу угла всей своей деятельности. В результате самым главным мотивом становится то, что о нас скажут или подумают.

Решением на уровне миссии может стать пересмотр ценности всеобщей любви.

В таком случае нужно будет рассматривать альтернативные способы нравиться себе, а влияние оценочного мнения контролировать и какое-то время искусственно понижать его важность. Поищите новые способы, которые помогут вам нравиться себе, например, в профессиональной сфере возьмитесь за сложный проект на работе, а в личной поищите то, что доставляет вам удовольствие, и сделайте из этого хобби. А может быть, просто поставьте перед собой цель сделать себя центром своего внимания – начните заботиться о себе, как о королевской особе, полюбите себя, балуйте себя, хвалите, подмечайте успехи.

Через некоторое время подобной работы уровень значимости оценочного мнения снизится (хотя вряд ли удастся полностью от него избавиться). Зато развитие альтернативных способов нравиться себе поможет сместить акцент с попыток нравиться всем в иную область, которая будет вам подконтрольна.

Желаю всем успехов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *